Современный урок математики

Современный урок математики в контексте требований ФГОС

 

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». ( К.Д. Ушинский).

 

        Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

-  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; 

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.   

    И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

       Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Как подготовить современный урок

      Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Урок как целостная система

     Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".     

Как известно, урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).

«С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков», - так оценил урок выдающийся отечественный педагог-ученый Ю.А. Конаржевский

Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными.

Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности  и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.

Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это? Надо, чтобы учитель проектировал урок.

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.

Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного в поурочный план. Поурочный план – это не только рациональная конструкция урока, но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средства экономии времени и сил.

Проект – это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее. Урок никогда не будет носить целостного системного характера, если отсутствует основательная подготовка к нему. Учитель сегодня не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с информацией, полученной ими из множества других источников, а это требует тщательного продумывания процесса обучения.

Успех урока определяется не только качеством планирования, не только тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а прежде всего уровнем общения учителя с учениками, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности,  интересом к теме урока. И действия учителя на уроке не должны быть связаны обязательством выполнения собственного плана. По ходу урока не исключена любая импровизация. Но хорошая импровизация возможна только при условии заранее продуманного урока.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

 

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

      Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: предметный, личностный и метапредметный.

 

Предметный аспект определяет, какие предполагаются приращения в знаниях.

Это может быть:

  • формирование новых знаний; усвоение новых знаний (усвоить, значит, понять, запомнить, применить);
  • обеспечение усвоения (углубление, расширение) наиболее существенных элементов знаний, определений, правил, формул, формулировок, теорий и их доказательств.
  • формирование общеучебных умений и навыков: планировать учебную работу, работать с учебником (пользоваться оглавлением, находить в учебнике нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал), работать с таблицами, справочной литературой, самостоятельно проверять правильность выполнения упражнений, усвоение материала.
  • формирование навыков (точных, безошибочно выполняемых действий, доведенных в силу многократного повторения до автоматизма);
  • формирование умений (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности);
  • контролирование степени усвоения знаний, умений, навыков.

 

Метапредметный аспект - какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся:

1) Развитие речи:

  • обогащение и усложнение ее словарного запаса;
  • усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания);
  • усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);
  • овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

2) Развитие мышления:

  • умение выделить объекты сравнения;
  • находить параметры и признаки сравнения;
  • умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия;
  • умение анализировать;
  • умение строить аналогии;
  • обобщать;
  • систематизировать;
  • объяснять понятия;
  • ставить и решать проблему.

3) Развитие сенсорной сферы - развитие глазомера, ориентировки в пространстве, и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

4) Развитие двигательной сферы - овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п.

5) Формировать интерес к предмету, связывая изучение творческого материала с историей развития науки, эмоции, волю.

 

 

Личностный аспект - какие качества личности будут формироваться.

  • Формирование мировоззренческого понимания науки как объективной реальности;
  • Формирование представления о познаваемости мира, роль практики как критерия истинности познания; методы научного познания (наблюдение, исследования, эксперимента, выдвижения гипотез), методологические понятия (объяснения, обоснования, доказательства, аксиомы, истины, теоремы).
  • Формирование диалектико-материалистического понимания развития природы и общества: понимания причин развития знаний, потребностей практики, противоречий в науке. Условий приемлемости правил, формул, свойств, отражений причинно-следственных связей.
  • Воспитание понимания роли труда и научных знаний в жизни общества, активность, настойчивость, самостоятельность в изучении предметов, познавательную потребность, увлеченность предметами, творческий подход к решению задач и выбору профессии.
  • Воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения, коммуникабельность. Эстетическое воспитание.

 

Цели уроков.

 

Цели урока должны выводиться из заданных в Приложении к Стандарту планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.

Определите тему урока.

Определите знания, которые должны быть освоены при изучении данной темы (объем изучаемой на уроке информации).
Знания – это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром, т. е. факты, понятия, суждения, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы.

Определите умения, которые должны освоить ученики на данном уроке (какие действия должны совершить ученики с изучаемой информацией?).

Умение – освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.

Выберите из заданных в Приложении к Стандарту планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы те, которые соответствуют теме урока (Справочник – Планируемые результаты).

Преобразуйте выбранные формулировки из общих в конкретные планируемые достижения (перечень конкретных знаний и умений, которые предполагается сформировать у школьников на уроке).

Сформулируйте цель как конкретный, достижимый, понятный и диагностируемый результат урока.

Начинайте с глагола действия (что должны сделать учащиеся?): собрать, систематизировать, рассчитать, изобразить, обсудить, оценить, сформулировать…

Цель урока = результат деятельности учащихся (Что должны сделать учащиеся?)

 

Алгоритм постановки цели по ФГОС: в зависимости от содержания темы определить образовательный результат, на формирование которого рассчитан урок, разработать стратегию  по достижению данного результата, выбрать тип и структуру урока с учетом специфики содержания учебного предмета, определить дидактическую цель урока, на основе дидактической цели определить задачи урока. Выбрать технологию и методы, средства достижения, определить деятельность субъектов и способы оценивания. Определить место урока в теме, как этот урок связан с предыдущим, как данный урок повлияет на последующие уроки.

Так как правильно поставленная цель представляет собой определенную последовательность конкретных действий, то каждый этап урока предполагает наличие мини-цели, оценка уровня достижения которых позволяет оперативно «корректировать» курс урока. Цель распадается на систему задач, и их будет столько, сколько промежуточных действий необходимо выполнить, чтобы достичь конкретного результата. Грамотное описание задач представляет собой не что иное, как план достижения цели.
Как можно определить, что цель сформулирована правильно? Покажем несколько примеров, как это можно проверить. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы или провести трансформацию цели в задачи:
– Посильна ли цель для учеников?

– Конкретна ли цель?

– Способствует ли достижению запланированного результата?

– Можно ли оценить достигнутый результат?

– Цели сформулированы в действиях учащихся?

– Заложен ли в формулировке конечный результат? (Диагностична ли цель?)

– Прописаны ли задачи, способствующие достижению цели?

Цель урока трансформируется в педагогические задачи:

информационная: что будем учить и чему будем учиться?

операционная: как и каким образом будем учиться?

мотивационная: зачем нам это надо?

коммуникативная: с кем и где?

Если вышеперечисленные задачи выполнены в полном объеме, то цель урока сформулирована правильно.

Также необходимо отслеживать реалистичность цели урока с точки зрения достаточности времени на ее выполнение; соответствия подготовленности учащихся; соответствия возможностям и способностям учащихся и учителя. Для оценки, диагностично ли поставлена цель, пытаемся представить себе результат, который получим в итоге работы: можем ли оценить, измерить, определить эффективность, успешность нашей деятельности. Если образ результата четкий, значит, цель поставлена диагностично.

 

 

Категория: Статьи коллег | Добавил: Татьяна (16.01.2022)
Просмотров: 115 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: