Схема поурочного плана
І. Тема урока (в соответствии с календарно-тематическим планированием).
Цель урока:
- образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…).
- развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат).
- воспитательная ( какие качества личности формируются).
Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид).
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии.
Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации, дидактические средства обучения.
II. Актуализация
- указывается время, отводимое на актуализацию, опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помогает в восприятии нового материала;
- планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету - сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, новая формулировка задачи, создание проблемной ситуации;
- намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, намечаются учащиеся для опроса, форма получения обратной связи.
III. Формирование новых понятий, способов действия
- указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения, для уроков совершенствования знаний, умений и навыков -указывается углубление и расширение знаний;
- формулируется познавательная задача этапа усвоения знаний, указываются предполагаемые приращения, приемы формирования способов деятельности;
- определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактическим материалом, формулируются проблемные и информационные вопросы.
IV. Применение (формирование умений и навыков)
- указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение формулировать вопрос, устанавливать причинно-следственные связи. классифицировать, сравнивать;
- намечаются способы получения обратной связи. указываются фамилии учащихся для опроса и т.д..
V. Домашнее задание
указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированные творческие задания, продумывается объем домашнего задания - не превышает 2/3 того, что сделано в классе.
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
в контексте требований ФГОС
Образовательные задачи учебного занятия
|
Возможные методы
и приёмы выполнения
|
Организационный этап
|
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания
|
Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.
|
Проверка выполнения домашнего задания
|
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы
|
Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы
|
Подготовка учащихся к работе на основном этапе
|
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта
|
Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности. В начале урока даётся проблема, решение которой будет возможно при работе над новым материалом
|
Этап усвоения новых знаний и способов действий
|
- Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
- Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
|
- Работа с определением
- Использование обыденных аналогий
-Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения
|
Первичная проверка понимания изученного
|
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала
|
Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу
|
Этап закрепления новых знаний и способов действий
|
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания
|
Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий
|
Применение знаний и способов действий
|
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
|
Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия
|
Обобщение и систематизация
|
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей
|
Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы. Учебные ситуации, «пересечение тем»
|
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
|
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий
|
Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)
|
Коррекция знаний и способов действий
|
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия
|
- Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
- Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками
|
Информация о домашнем задании
|
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
|
Три уровня домашнего задания:
- Стандартный минимум
- Повышенный
- Творческий
|
Подведение итогов занятия
|
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
|
Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися
|
Рефлексия
|
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
|
Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты и т.п.
|
|