Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Начальная школа- фундамент образования каждого человека. Здесь ребенок учится читать, писать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1)личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества. Можно проследить этапы развития универсальных учебных действий :
Таким образом , мы видим , что на протяжении всего обучения в начальной школе происходит постепенное наращивание способов овладения УУД соответственно и их видов. Процесс формирования универсальных учебных действий подобен процессу формирования умственных действий и состоит в следующем: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка. Эти этапы должны учитываться учителем в процессе формирования всех без исключения универсальных учебных действий с учетом специфики учебного предмета или вида деятельности, учебные умения не зависят от содержания конкретного курса и с этой точки зрения являются универсальными учебными действиями. Однако не всегда в учебниках и рабочих тетрадях разных УМК мы можем найти упражнения, которые в своей формулировке помогают нам в формировании определенных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине, поэтому учителю приходится самостоятельно выстраивать систему формирования УУД и осуществлять поиск необходимых для этого заданий. Что увеличивает время на подготовку к уроку. Проектирование уроков по формированию УУД сложный процесс. Каждый учитель начальных классов задает себе вопрос: как научить младших школьников учиться, как обучить их деятельности, сформировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия? Применительно к учащимся начальной школы: самоопределение – значит осознание ребенка себя учеником, учитель – это не мама, а ведущий вид деятельности – учебный. Процесс осознания себя учеником учителю надо сделать интересным для каждого ребенка. Для этого учитель должен специально организовать содержательное общение с учеником. Для результативного решения данного вопроса каждый педагог должен владеть определенными методами и приемами, позволяющими формировать у учащихся рефлексивные умения. Учителю порой сложно понять, насколько глубоко содержание рефлексивного высказывания ученика, видит ли он себя в деятельности, стремится ли измениться. Рассмотрим планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершению начального обучения. В сфере личностных универсальных учебных действий можно представить так называемый: «Портрет выпускника начальной школы»: ОН Как вы понимаете, в одиночку "Сформировать " такого ученика сложно даже самому грамотному педагогу. Чтобы реализовать эту модель необходимо тесное и плодотворное сотрудничество семьи и школы. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник 4 класса должен уметь: - применять начальные формы познавательной и личностной рефлексии; - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - определять причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. В сфере познавательных универсальных учебных действий : - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления; - применять способы решения проблем творческого и поискового характера; - использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - применять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, отнесения к известным понятиям; - работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; - применять базовые предметные и межпредметные понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий: - конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; - активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - применять навык смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают: — соответствие возрастным - психологическим нормативным требованиям; – соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям. Кроме того учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями: -состояние здоровья детей; - успеваемость по основным предметам; -уровень развития речи; -умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; -навыки общения со сверстниками; - умение контролировать свои действия на уроке. Не всегда наше стремление к созданию условий для формирования УУД достигают целей иногда субъективные факторы мешают этому. У учителя начальных классов возникают определенные проблемы и сложности в организации работы по формированию универсальных учебных действий. Остановимся на некоторых из них - Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; трудностью логического мышления и воображения. - Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов. - Категория одаренных и способных детей в школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей. - Кроме того для успешного процесса формирования УУД необходимо проводить мониторинг - деятельность, которая позволяет оценить результативность осуществляемой работы и принять своевременные и обоснованные решения по корректировке учебного процесса. Профессиональные навыки работы с мониторингом это трудоемкий процесс, занимающий много времени педагога. Таким образом, если мы научимся преодолевать трудности, то ... все сказанное выше может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе - атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Основная цель начального обучения- помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. И каждый учитель начальной школы надеется, что его работа найдет продолжение на уровне основного общего образования. | |
| |
Просмотров: 690 | |
Всего комментариев: 0 | |