Инновационные образовательные технологии в современной школе.

 

Гранкина Н.И., учитель начальных классов

Инновационные  образовательные технологии в современной школе.

 «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло», - писал А. Горячев, автор учебников информатики. Можно смело сказать, что пришло время технологии деятельностного метода как средства реализации современных целей образования.

Позади остался век индустриализации, наступило время информатизации, а следовательно, увеличилась ценность образования. Но соответствует ли уровень знаний, который дает ребенку современная система образования, требованиям нового времени?

По сравнению с прошлым веком условия резко изменились. В современном мире каждые 18 месяцев количество информации удваивается, а многие знания быстро устаревают. Для успешной личностной и профессиональной реализации в современном обществе выпускнику школы необходимо научиться быстро ориентироваться в потоках разнообразной информации, гибко реагировать на существенные изменения, систематически повышать свою квалификацию.

Перемены, произошедшие в мире за последнее десятилетие, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Без коренного пересмотра целей образования и системы организации работы школы школьникам сложно адаптироваться к новым социальным условиям и «информационному взрыву». Если в период «застоя» приоритетной целью образования являлось «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество» («Большая советская энциклопедия». - С. 320-321), то в новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности (Федеральный Закон РФ «Об образовании»)

Личностно – ориентированное образование - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, авторская технология и т.д.

Первоначально многие педагоги не делали различий между понятиями «педагогическая технология», «технология обучения», «обучающая технология».. Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

В.И. Андреев считает, что педагогическая технология - это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.

Представляет интерес определение педагогической технологии, которое официально было принято в 1979 г. Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии в США: «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний».

         Таким образом, педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующее успех педагогических действий. -это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам                                 (Г.В. Селевко)

Следует также обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».

К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Бру-нер, Г. Гейс, В. Коскарелли и др. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, В. П. Беспалько, М.В. Кларина и др.

Педагогическая технология характеризуется рядом признаков. В. П. Беспалько выделяет следующие:

-четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;

-структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;

-комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;

-усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;

-гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.

При всем многообразии педагогических технологий существует два пути их появления. В одних случаях технологии возникают из теории (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В Ф. Шаталов, В.В. Шейман и др.).

Следует отличать педагогическую технологию от методики обучения. Отличие заключается в том, что педагогические технологии удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии. Методики часто не гарантируют должного качества.

Вместе с тем методика может быть доведена до уровня технологии. Например, имеется определенная методика оценки знаний. Если она отвечает объективности, надежности, валидности, то ее можно назвать педагогической технологией.

Таким образом, педагогическая технология обучения – это, с одной стороны, совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство.

Более подробно остановимся на некоторых технологиях обучения.

Традиционная (репродуктивная) технология обучения. Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.

Это древний вид технологии, являющийся распространенным и в настоящее время (особенно в средней школе). Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового - закрепление - контроль -оценка. В основе этой технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объем знаний и передавать его ученику. Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии -объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся - слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности - безошибочное воспроизведение изученного.

Отличительные признаки:

  • Постоянный состав класса;
  • единый годовой план, программа и расписание;
  • основная единица занятия - урок;
  • учащиеся работают над одним материалом;
  • работой учащихся руководит учитель;
  • учебники используются для домашних заданий

Атрибуты  классно – урочной системы:

  • учебный год
  • учебный день
  • расписание уроков
  • учебные каникулы
  • перемены
  • домашние задания
  • отметки

Основная цель : Формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии  стандарта  обучения

 «Если не знаешь названий, то теряешь и познание вещей.» К. Линней Достижения в философии, педагогике, психологии и методологии способствуют рождению и реализации новых инновационных педагогических технологий.

Структурными составляющими современных инновационных педагогических технологий являются:

  • образовательные цели;
  • содержание образования;
  • формы, методы и средства педагогического взаимодействия;
  • гуманизация учебного процесса;
  • результат деятельности.

Основу современных инновационных педагогических технологий составляют положения развивающего обучения.

Технология развивающего обучения.

По целям обучения Селевко выделил ряд современных инновационных педагогических технологий.

1.      Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Цели:

  • развитие личности ребенка;
  • высокий уровень общего развития личности;
  • развитие всей личности, создание основы для всестороннего гармонического развития.

Целью обучения является СУД (способ умственных действий), а не ЗУН.

2.      Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова.

Цели:

  • формирование теоретического сознания и мышления, усвоение учебного знания на уровне научных понятий;
  • акцент на формирование способов умственных действий -СУДов;
  • воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания;
  • ученики должны уметь делать содержательные обобщения -конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно;
  • ученики должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их обратно;
  • овладение новыми средстзами учебной деятельности в виде знаковых моделей.        (

3.      Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков).

Цели:

  • прямое развитие врожденных и приобретаемых способностей и их включение в учебный процесс;
  • динамичное преодоление учебной и поведенческой пассивности ребенка;
  • формирование активности и организаторского опыта, достаточных для успешной деятельности ребенка;
  • снятие невротизации ребенка с помощью комплекса педагогической психотерапии, заложенной в содержание и систему методов обучения (здоровьесберегающие технологии и принцип комфортности);
  • реальное нравственное развитие и формирование навыков дружбы со сверстниками и в семье;
  • развитие и формирование навыков самостоятельной и групповой работы с большими массивами информации, поиска, переработки и практического применения этой информации в рамках творческого задания;
  • развитие культуры эмоций и чувств как проявления развитого эмоционального интеллекта;
  • на разных этапах школьного образования задачи технологии диагностического прямого развивающего обучения реализуются по-разному.

4.      Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов).

Цели:

  • выявить, учесть и развить творческие способности;
  • фронтально приобщить детей к многообразию творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;
  • ознакомить с приемами творческого воображения;
  • научить решать изобретательские задачи;

-        воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

5.      Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).

Цели:

  • развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
  • максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт ребенка;
  • помочь ребенку познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него заранее заданные свойства.

6.      Технология   саморазвития  личности учащегося (А.А. Ухтомский - Г.К. Селевко).

Цель: формирование человека самосовершенствующегося.

7.      Школа авторизованного Образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан).

Цели:

  • создание условий для индивидуализированного и продуктивного, творческого, исследовательского самообучения;
  • организация систематизированной автодидактической деятельности;
  • привитие ученикам стойкой любви к чтению, информации, органических навыков аналитического и творческого к ним отношения в любой профессиональной деятельности и на всю жизнь;
  • обучение чтению не как абстрактной культурной норме для потребления литературных текстов, а как способу личного достижения вполне определенных социально-нравственных целей и возможностей;
  • подготовка учеником собственного курса по образовательному предмету;
  • повышенная научно-познавательная фундаментальность.

8.      Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон (Технология системно-деятельностной педагогики).

Цели:

-        воспитание у подрастающего поколения готовности к саморазвитию;

-        формирование мышления через обучение деятельности,умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность и ее результаты (рефлексии):

  • формирование системы общечеловеческих ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  • формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Из всех существующих отечественных технологий технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных.

Технология поэтапного формирования умственных действий.

Технология поэтапного формирования умственных действий разработана на основе соответствующей теории П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Н.Ф. Талызиной и др. Авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание, чтобы не выпустить из-под контроля главное. Эти положения составляют основу теории обучения как поэтапного формирования умственных действий.

 Сущность технологии коллективного взаимодействия
Специально организованное педагогом-мастером РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО позволяет ученикам в коллективном поиске ПРИХОДИТЬ К ПОСТРОЕНИЮ («ОТКРЫТИЮ») ЗНАНИЯ

Критерием результативности такого образовательного пространства являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве.

Технология коллективного взаимодействия (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) разработана А.Г. Ривиным*. его учениками и последователями В.В. Архиповой, В.К. Дьяченко, А.С. Соколовым и др.

Технология коллективного взаимодействия включает три компонента:

 а) подготовка учебного материала;

 б) ориентация учащихся;

в) технология хода учебного занятия.

Подготовка учебного материала заключается в отборе учебных текстов, дополнительной и справочной литературы по теме; разделении учебного материала на единицы усвоения (смысловые абзацы); в разработке целевых заданий, в том числе и домашних.

Технология разноуровневого обучения.

Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Ее появление было вызвано тем, что традиционная классно-урочная система, ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. В образовательном процессе участвуют школьники, имеющие различные интересы, склонности. потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. При традиционной классно-урочной системе эти особенности трудно учитываются.

Технология полного усвоения.

Авторами технологии полного усвоения являются американские ученые Дж. Кэрролл и Б. Блум. Подробное описание этой технологии в отечественной литературе дано М.В. Клариным. Технология полного усвоения отличается от традиционной технологии (классно-урочной системы) по конечному результату. При классно-урочной системе, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, на выходе получаются неоднозначные результаты. Одни ученики лучше усваивают материал, другие - хуже, а некоторые - вообще часть информации не усваивают, т.е. уровень овладения знаниями у учеников разный.

Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.

Определяющим в этой технологии являются планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий). Эталон задается в унифицированном виде с помощью таксономии целей, т.е. иерархически взаимосвязанной системы педагогических целей, разработанных для мыслительной, чувственной и психомоторной сфер.

Технология адаптивного обучения.

Разновидностью технологии разноуровневого обучения является технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучающемуся, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию учебных умений.

При использовании технологии адаптивного обучения учитель работает со всем классом (сообщает новый материал, объясняет, показывает, тренирует и т.д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т.д.). Деятельность учащихся совершается совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под руководством учителя.

Учение в условиях применения технологии адаптивного обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью: это чтение обязательной и дополнительной литературы, реферативная работа, решение задач различного уровня сложности, выполнение лабораторных и практических работ, индивидуальная работа с учителем, контроль знаний и т.д.

Технология адаптивного обучения предполагает осуществление контроля всех видов: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль учащихся, контроль с использованием технических средств и безмашинных контролирующих программ и т.д. В противовес традиционной одноканальной обратной связи (ученик -учитель), которая слабо выполняет обучающую функцию, вводится многоканальная (учитель - ученик, ученик - ученик, учитель -коллектив учащихся, ученик - коллектив учащихся), предполагающая совершенно иные формы взаимоотношений между ними.

Сущность технологии развить ученика, его потребности, способности и тем самым учить жить в окружающем мире  свободно и самостоятельно

Технология проектного обучения.

Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. Д. Дьюи отрицает необходимость стандартизированного содержания образования и фактически сводит обучение к основанному на интересах детей практицизму.

В отечественной школе в 20-е гг. XX столетия была предпринята попытка внедрения проектного обучения. На основе теоретических идей Д. Дьюи и его последователей была разработана проектная система обучения, или метод проектов, суть которого заключалась в том, что, исходя из своих интересов, дети вместе с учителем проектировали решение какой-либо практической задачи. Материал различных учебных предметов группировался вокруг комплексов-проектов.

И хотя такой подход обеспечивал формирование практических умений и навыков, однако последовательность и систематичность обучения нарушалась, что снижало образовательную подготовку учащихся.

В настоящее время педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъекта учебной деятельности, развития его познавательных возможностей и потребностей. Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. По словам  разработчиков  этой технологии,  каждый  ребенок должен иметь возможность реальной деятельности (для старших школьников - работы), в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.
 

ПРОЕКТ-это  замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа

Виды проектов: монопредметные, межпредметные, надпредметные

Сущность проектной технологии: Стимулировать  интерес ребят 
                    к  определенным  проблемам, предполагающим  владение  определенной суммой  знаний  и  через  проектную деятельность,  предусматривающую решение проблем, показать практическое применение  полученных  знаний

Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания  применить - основной тезис понимания метода проектов

 

ТЕХНОЛОГИЯ      МОДУЛЬНОГО       ОБУЧЕНИЯ

Сущность модульного обучения:
ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных  целей  учебной познавательной  деятельности
в  процессе  работы  с  модулем

Авторские технологии обучения.

Каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Поэтому, кроме перечисленных выше педагогических технологий обучения, существует большое количество авторских. Любая авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы, структурирует и организует их вокруг какой-то наиболее значительной авторской идеи. Проиллюстрируем это на примере авторской технологии обучения В.Ф. Шаталова.

Технологии обучения В.Ф. Шаталова:

  • изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками;
  • использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);
  • подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи;
  • письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам;
  • быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала;
  • общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач; проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а у каждого следующего – предыдущий ученик);

-        релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения определенного числа типовых задач по изучаемой теме);

-        активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто-то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему);

  • урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой);
  • парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы «отлично», опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).

Информационная технология - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (компьютер, аудио, видео, кино) для работы с информацией

Преимущества информационно –комуникативной технологии:

  • Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
  • Индивидуализация учебного процесса;
  • Коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;
  • Возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения.

Использование новых информационных технологий позволяет:

  • Усилить мотивацию учения;
  • Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • Основываться на личностно-ориентированном обучении.
  • Диаграмма уровня подготовленности учителей
  • Для этого можно использовать:

Электронный учебник - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Его преимущества:

  • Возможность быстрого поиска по тексту.
  • Организация учебной информации в виде гипертекста.
  • Наличие мультимедиа – богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления: теле- и видеоинформацию, речь, музыку.
  • Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или невозможны.
  • Наличие системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с экзаменационной системой. Возможность компьютерной оценки приобретенных знаний.

Технологии интеграции в образовании

Концепция интеграции

  • принцип взаимодополняемости;
  • деятельностный подход;
  • информационный подход;
  • развивающее обучение;
  • системный подход;

Задачи:

  • Формировать целостно-личностное отношение ученика к жизни;
  • Развивать общую культуру школьника, приобщая к общечеловеческим ценностям художественной культуры;
  • Помогать понять своеобразие и единство «языка» разных видов искусства посредством сопоставления и анализа;
  • Развивать эмоциональную сферу ученика;
  • Развивать познавательные способности учащихся (восприятие, память, мышление, воображение);

Модель интегрированного курса

  • Естественно-научная картина мира объединяет предметные системы физики, химии, географии, биологии.
  •  Для эффективного формирования имеются попытки создания объединенных курсов:
    • физики и химии;
    • Географии, биологии и химии;
    • Музыки и ИЗО;
    • Математики и конструирования;
    • Изо и художественный труд

Есть ещё много других технологий.

В своей работе мы используем новые образовательные технологии, позволяющие достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету, но не в полную меру своих сил.

«Дети  - завтрашние судьи наши, это критики наших деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу- строительство новых форм жизни» М.Горький

1.Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяется во время урока  в виде физкультминуток. Они  часто проводятся под музыку, дети любят танцевать, при этом могут петь. На уроках окружающего мира учу следить за своим здоровьем, используя темы «Откуда берутся шоколад, изюм, мед?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», при изучении темы «Организм человека». Классные часы проводим на темы «Мой режим дня, «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» и другие. Считаю, что самое главное в моей работе – сохранить здоровье детей.

2.Исследовательские технологии мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети, просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом.                                                                                          Исследование дети проводят на уроках технологии при посадке лука, пересаживании комнатных растений (наблюдение за их ростом и развитием), при работе с конструктором, при изготовлении аппликации. На уроках окружающего мира ребята проводят исследование по темам «Снег и лед», «Что умеет компьютер?», «Что окружает нас дома?», «Что общего у разных растений?», «Гербы наших городов», «Что означает название моего города?», «Название улиц села Садового», «Моя родословная. Родословное древо». На уроках математики исследовательская работа проводится при нахождении периметра многоугольника, при нахождении доли. Над задачей исследование начинается на этапе осмысления текста, продолжается и дальше, если возникает необходимость,

3.Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Все ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?

Особое внимание уделяю защите проекта- презентации, помогаю ученикам произвести самооценку проекта.

Я обратила внимание на формирование необходимых качеств:

-деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей,

-умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.

Дети любят защищать проекты. Темы различные, например: «Домашние и дикие животные», «Они должны жить», «Растения», «Мой режим дня». «Родной край», «Жизнь леса», «Я - эрудит».

Элементы проектной деятельности применяю уже в 1 классе, например: проектируем эпизоды сказок, стихи (составляя кадры диафильма).

Выполнив творческий проект и защищая его, дети моего класса приобретают следующие навыки: презентационные, коммуникативные, поисковые, информационные.

4.Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс обучения, способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном  в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

5.Групповые и парные  технологии включают в себя работу в парах, тройках, пятерках сменного состава. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации. Я очень часто применяю эту технологию на всех предметах, например: на уроке математики при нахождении периметра многоугольника дети работают в группах, применяя при этом и исследовательский метод. Затем выслушиваются все точки зрения.

6.Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки:

- умение работать в группе;

- высказывать свое личное мнение;

- выслушивать мнение товарищей.

- создавать благоприятный психологический климат;

-  атмосферу взаимопомощи, толерантности.

Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются инновационные технологии обучения.

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (05.02.2017)
Просмотров: 362 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: