МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«Слова бывают разные»
обобщающий урок
2 класс
Информация об авторе и предметной направленности разработки
|
Фамилия, Имя, Отчество автора
|
Сморкачева Татьяна Евгеньевна
|
Предмет
|
русский язык
|
Класс
|
2 класс
|
УМК (программа)
|
«Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой
|
Пояснительная записка и описание занятия
|
Раздел учебной программы, тема
|
Раздел учебной программы «Как устроен наш язык», Тема: «Лексика»
Тема урока: «Слова бывают разные», 22 урока в изучении темы,
(на раздел отводится 57 часов)
|
Тип урока
|
Урок систематизации знаний .
|
Цели и задачи
|
Цель: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету используя богатство лексики русского языка.
Задачи:
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Совершенствовать орфографические умения.
- Формировать умение самостоятельной работы со словарями.
- Воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
- Развивать творческие, речевые способности учащихся.
- Формировать логические умения; развивать умение опираться на уже известное.
- Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
|
Планируемые результаты
|
Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные:
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; анализируют представленный языковой материал;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
|
Формы контроля и оценки результатов урока
|
- Работа с карточками самоконтроля.
- Оценивание не только результата, но и процесса его достижения.
- Разноуровневое домашнее задание.
- Интерактивная проверка выполнения заданий.
- Рефлексия удовлетворенности уроком.
|
Учет специфики новых стандартов
|
В соответствии с ФГОС для начальной школы на уроке:
- Идет процесс формирования представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления русского языка;
- Обучающиеся развивают логическое мышление;
- Обучающиеся учатся применять полученные знания при выполнении различных заданий и оценивать полученные результаты;
- Развивается речевая интуиция.
|
Необходимые предварительные знания и умения
|
- Формулировки определения синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов.
- Понятий устаревшие, новые, заимствованные слова; прямое, переносное значение слов; однозначные, многозначные слова.
- Правил написания слов, предложений.
-
- Строить устное и письменное высказывания, с учетом орфографических правил русского языка
- Строить логические цепочки доказательств, опираясь на ранее изученный материал.
- Работать в группе, в паре.
|
Рефлексия учебной деятельности
|
- Интерактивная проверка выполнения заданий
- Определение уровня работы по карточке самооценки
- Рефлексия учебной деятельности на основе оценивания впечатления от урока.
|
Дополнительные задания
|
Учащимся предлагается самостоятельно подобрать фразеологические обороты с различным значением (работать усердно, бездельничать, молчать)
Разобрать для одноклассников карточки с заданием: Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.
Подготовить сообщение «История устаревшего слова»
Нарисовать синонимы и антонимы на альбомном листе, составьте с ними три предложения.
|
Программно-техническое и дидактическое обеспечение
|
Оборудование
|
Оборудование SMART (интерактивная доска)
Компьютер
МФУ
Проектор
Другое(учебник, рабочая тетрадь, словари, иллюстрации)
|
Программное обеспечение
|
Компьютерные программы (SmartNotebook (Windows) - программное обеспечение для интерактивной доски Smart Board.,MSOffice)
|
Дидактические материалы
|
Рисунки (изображения различных предметов)
Карточки (для групповой и парной работы)
Карточка самоконтроля
Слайды презентации
|
Ключевые понятия
|
Омонимы, антонимы, синонимы; устаревшие, новые, заимствованные слова; прямое, переносное значение слов; однозначные, многозначные слова; фразеологизмы. Словарь антонимов и синонимов, фразеологический словарь. Развитие речи.
|
Подготовка к занятию
|
Принадлежности к занятию
|
Учащиеся должны приготовить учебники, тетради, ручки, простые карандаши, словари.
|
Что необходимо организовать
|
Для успешного проведения занятия необходима аудитория, оснащенная интерактивным оборудованием с установленным программным обеспечением.
Учитель заранее готовит шаблон для карточки-самооценки и выдает их детям на уроке, распечатывает дидактические материалы для разных этапов урока, готовит презентацию для обобщения материала и для проверки выполнения заданий. Слайды демонстрируются на уроке.
Подготовить класс для организации групповой и парной работы.
|
Литература
|
Рекомендуемые ученикам учебные материалы к занятию
|
- Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 Ч. – М.: Вентана-Граф, 2013
- Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 Ч. – М.: Вентана-Граф, 2013
- Михайлова С. Ю Дружим с русским языком: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013
|
Список литературы, используемой для разработки занятия
|
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе. / под. Ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010,- 152
- Русский язык. Комментарии к урокам». 3 класс. ( С.В.Иванов, М.И.Кузнецова). - М.: «Вентана – Граф» 2012 г.
- Оценка достижения планируемых результатов обучения. «Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения».( В.Ю.Романова, Л.В.Петленко). М.: «Вентана – Граф» 2012г.
- Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова В. Ю. Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- http://www.bitclass.ru/rus/theory/Лексика_и_фразеология/Многозначные_слова._Прямое_и_переносное_значения
- https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Frusnewsjournal.com%2Fpopular%2Fkartinki%2F4.jpg&text=картинки%20русский%20язык&noreask=1&pos=8&lr=47&rpt=simage - иллюстрации к уроку
|
|