Пятница
14.12.2018
16:13
Категории раздела
Мои статьи [5]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 37
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя начальных классов Сморкачевой Татьяны Евгеньевны
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Роль учителя в формировании компетентностей учащихся

    Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Начальная школа- фундамент образования каждого человека. Здесь ребенок учится читать, писать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.  

             Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

             Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося.

             В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

    1)личностный;

    2) регулятивный;

    3) познавательный;

    4) коммуникативный.

             Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

    • самоопределение
    • смыслообразование
    • нравственно-этическая ориентация

             Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты.

             Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

              Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества.

    Можно проследить этапы развития универсальных учебных действий :

    • Выполнение учебного действия по образцу, содержащему способ действия
    • 1 класс, 2 класс - I уровень  «представление»
    • Осуществление способа действия по его названию
    • 3 класс -  II уровень «способ»
    • Применение способа действия в контексте учебной задачи
    • 4 класс - III уровень «овладение УУД»

    Таким образом , мы видим , что на протяжении всего обучения в начальной школе происходит постепенное наращивание способов овладения УУД соответственно и их видов.

    Процесс формирования универсальных учебных действий подобен процессу формирования умственных действий и состоит в следующем: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка.

    Эти этапы должны учитываться учителем в процессе формирования всех без исключения универсальных учебных действий с учетом специфики учебного предмета или вида деятельности,  учебные умения не зависят от содержания конкретного курса и с этой точки зрения являются универсальными учебными действиями.

    Однако не всегда в учебниках и рабочих тетрадях разных УМК мы можем найти упражнения, которые в своей формулировке помогают  нам в формировании определенных видов и форм  универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине, поэтому учителю приходится самостоятельно выстраивать систему формирования УУД и осуществлять поиск необходимых для этого  заданий. Что увеличивает время на подготовку к уроку. Проектирование уроков по формированию УУД сложный процесс.

    Каждый учитель начальных классов задает себе вопрос: как научить младших школьников учиться, как обучить их деятельности, сформировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия?             Применительно к учащимся начальной школы: самоопределение – значит осознание ребенка себя учеником, учитель – это не мама, а ведущий вид деятельности – учебный. Процесс осознания себя учеником  учителю  надо сделать интересным для каждого ребенка. Для этого учитель должен специально организовать содержательное общение с учеником. Для результативного решения данного вопроса каждый педагог должен владеть определенными методами и приемами, позволяющими формировать у учащихся рефлексивные умения. Учителю порой сложно понять, насколько глубоко содержание рефлексивного высказывания ученика, видит ли он себя в деятельности, стремится ли измениться.

    Рассмотрим планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершению начального обучения.

             В сфере личностных универсальных учебных действий можно представить так называемый:

    «Портрет выпускника начальной школы»:  ОН
    — любящий свой народ, свой край и свою Родину;
    — уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
    — любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
    — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
    — готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
    — доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
    — выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

             Как вы понимаете, в одиночку "Сформировать " такого ученика сложно даже самому грамотному педагогу. Чтобы реализовать эту модель необходимо тесное и плодотворное сотрудничество семьи и школы.

             В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник 4 класса должен уметь:

    -  применять начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

    - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    - определять причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

             В сфере познавательных универсальных учебных действий :

    - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

    - применять   способы решения проблем творческого и поискового характера;

    - использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    - применять  логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать  аналогии и причинно-следственные связи, строить  рассуждения, отнесения к известным понятиям;

    - работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

    - применять базовые  предметные и межпредметные понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

             В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

    - конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

    - активно использовать  речевые  средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

    - применять  навык смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

    - слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    - определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

             Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

    — соответствие возрастным - психологическим нормативным требованиям;

    –   соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

    Кроме того  учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями:

    -состояние здоровья детей;

    - успеваемость по основным предметам;

    -уровень развития речи;

    -умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

    -навыки общения со сверстниками;

    - умение контролировать свои действия на уроке.

             Не всегда наше стремление к созданию условий для формирования УУД достигают целей иногда субъективные факторы мешают этому.

             У учителя начальных классов возникают определенные проблемы и сложности в организации работы по формированию универсальных учебных действий. Остановимся на некоторых из них

    - Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; трудностью логического мышления и воображения.

     - Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.

    - Категория одаренных и способных детей в школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.

    - Кроме того для успешного процесса формирования УУД необходимо проводить мониторинг - деятельность, которая позволяет оценить результативность осуществляемой работы  и принять своевременные и обоснованные решения по корректировке учебного процесса. Профессиональные навыки работы с мониторингом это трудоемкий процесс, занимающий много времени педагога.

             Таким образом, если мы научимся преодолевать трудности, то  ... все сказанное выше может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе - атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке.

             Основная цель начального обучения- помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю.

              Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.

             И каждый учитель начальной школы надеется, что его работа найдет продолжение на уровне основного общего образования.     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (25.01.2017)
    Просмотров: 275 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: