Профессиональные качества учителя начальных классов, необходимые для реализации образовательных стандартов нового поколения.

Меняется время, меняются люди.  И вот уже сегодня  каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Этого требуют современные  задачи образования.

       Очевидно, что прежде чем говорить о том, что должно  измениться в деятельности учителя начальных классов в связи с введением ФГОС НОО, следует  определить,  возможно,  ли,  не меняя требования к учителю, реализовать стандарт?

       Отвечая  на этот вопрос, следует сказать, что ФГОС НОО предъявляет несколько иные требования  к условиям  образования.

       Во-первых,  происходит смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук.

      Во-вторых, в прежней системе образования, определяющей была предметная направленность, ЗУНы (знания, умения и навыки). В новой парадигме — компетентностный подход, то есть главным является личностный результат. Происходит поворот всего образовательного сообщества на результат. 

      В-третьих, методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одна из задач нового стандарта — развернуть школу на воспитание. Стандарт позиционирует школу как носителя социальной идентичности.

      В-четвёртых, новый стандарт означает , что наряду с   классно-урочной системой в школе, возможны и другие формы организации процесса получения знаний. В этой связи предусмотрена проектная деятельность, которая способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

     Таким образом, совершенно  очевидно, что  реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется возможным. Стандарт является мощным стимулом развития педагога. В современных условиях образовательный процесс — это процесс совместной деятельности. Учителю начальных классов нужно не столько улучшать свои предметные знания, сколько изменить способ своей деятельности.

     В  условиях реализации ФГОС,  педагог  выступает не только в роли учителя, но и в роли:

- инструктора (человека, который систематически ведет со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения  учебной работы);

-наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть);

-консультанта (специалиста, способного  обсудить учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам);

-занимает позицию куратора (участника образовательного процесса, главной целью которого является создание условий для приобретения детьми жизненного опыта (обобщения, выбора, ответственного поведения) и  жизненных ценностей);

-управленца (человека, владеющего такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты).

       Таким образом,   с введением ФГОС   ответственность  учителя, которая  во все времена была исключительной,  возрастет вдвойне.

      Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями. Это значит, что современный учитель начальных классов – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.

    Оценить профессиональную деятельность педагога в системе начального образования можно с различных позиции:

  1. требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;
  2. специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;
  3. система педагогической культуры учителя

С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.

Второе направление, специфичное для начальной школы, включает:

  • понимание места начального обучения в системе непрерывного образования, как первой ступени системы непрерывной образовательной деятельности, сопровождающей человека всю сознательную жизнь;
  • знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность);
  • понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести (взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями». индивидуальное и групповое общение с родителями).

Третье направление – система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов:

  • Перцептивный компонент – умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей, способность к эмпатии (сопереживанию).
  • Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности.
  • Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной деятельности.
  • Инновационный компонент - потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск.
  • Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.

    Приведенная схема наглядно показывает, что согласно данному подходу, компетентность занимает одно из подчиненных мест в общей системе требований к профессиональным характеристикам учителя начальной школы.

    Профессиональная компетентность учителя – интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня.

    Можно выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:

  1. Общекультурный критерий.
  2. Общепрофессиональный критерий.
  3. Коммуникативный критерий.
  4. Личностный критерий.
  5. Критерий саморазвития и самообразования.

Общекультурный критерий

    Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях. Таким образом, выделяют три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:

  • общая образованность и широта кругозора;
  • информированность в области культурных новинок;
  • культура речи.

Общепрофессиональный критерий

         Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью. Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

  • владение содержанием учебных дисциплин;
  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Коммуникативный критерий

Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:

  • потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;
  • эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;
  • доброжелательный и конструктивный стиль общения.

Личностный критерий

    Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.

  • профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  • наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;
  • наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо – эмоциональным нагрузкам.

Критерий саморазвития и самообразования

    Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.         Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

  • самокритичность, требовательность к себе;
  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;
  • исследовательский стиль деятельности.

    Представленные критерии оценки профессиональной компетентности учителя начальных классов представляют собой один из возможных подходов к раскрытию профессиональных качеств педагога, необходимых при реализации образовательных стандартов нового поколения.

     Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель начальных классов в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.

Литература:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года // [Электронный ресурс] минобрнауки.рф /документы/2974
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Москва: «Издательство «Просвещение». 2009.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.09, No 373 // Вестник образования России. 2009. No 2
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 59 с.
  • Павлова И.В., Фещенко Т.С., Лебедева О.И. Компетентностный подход к преподаванию: методическое пособие/М.Новый учеб. 2008
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 №393/ Учительская газета № 31, 2002
  • Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail:psyedu@mgpppu.ru
  • 2010, No 4
  • http://festival.1september.ru/articles/629789/
  • http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1009

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (23.01.2017)
Просмотров: 436 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: