Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного образования. Применительно к начальной школе чаще употребляется термин «правовое воспитание», так как правовое обучение на этой ступени носит ярко выраженный прикладной характер и решает задачу становления гуманистически ориентированной личности, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами и чувствами собственного достоинства, умеющего отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни. Нравственное становление личности начинается в семье, задолго до поступления в школу. Однако начальная школа является базовым звеном в этом процессе. Именно в начальных классах дети в силу своих психолого – возрастных особенностей вступают в систему разнообразных нравственных отношений: в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Опираясь на концепцию фундаментального ядра содержания общего образования можно отметить, что «важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России». В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения знаний, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных ценностей. Поэтому воспитание не должно быть оторвано от процесса образования, а «должно быть органично включено в него». Таким образом, актуальность выбранной темы: «Формирование нравственной культуры детей на основе (интеграции ….) сказки» объясняется социальным заказом общества по отношению к современной общеобразовательной школе. Где одним из основных направлений развития личности является адекватное восприятие ценностей общества; прав человека, правового государства, гражданского общества. Данная работа реализуется в рамках УМК «Начальная школа XXI века». Новизна представленного исследования заключается в использовании принципа межпредметной интеграции с целью формирования основ правового сознания у младших школьников на основе сказки. Интеграция рассматривается как установление устойчивых связей между разными учебными предметами. В данном случае основой интеграции является общее содержание двух образовательных областей: литературного чтения и окружающего мира. Интеграция помогает сформировать представление о целостности мира. Уроки литературного чтения раскрывают вопросы человековедческого характера: что такое добро и зло, честь, долг, совесть. Эти понятия не являются специальным объектом изучения в процессе работы с произведением, но они служат основой формирования нравственно-ценностных качеств личности. Сказки же являются основой нравственно – эстетического воспитания. Процесс изучения окружающего мира способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением. Изучение нашего общества создает условия для воспитания нравственных чувств – патриотизма, гуманизма, интернационализма. С давних пор в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. К.Д. Ушинский считал важнейшим средством нравственного воспитания – обучение. Он утверждал необходимость теснейших связей между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Среди различных сторон воспитания К.Д.Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «…мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Нравственное воспитание, по мнению К.Д.Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращают в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственно-правового воспитания В.А.Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как гуманизм, гражданственность, ответственность, благородство и умение управлять собой. Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их, добиваться своих целей за свой счет – пользуясь лишь нравственными средствами. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания». Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Идея «нормы», «долга» - эти типичные черты моральной психологии определяются и оформляются в младшем школьном возрасте. Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать. Младший школьный возраст играет особую роль в личностном становлении. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии ребенка. Эти изменения во многом связаны с тем, что ведущей деятельностью для детей становится - учебная. Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристики всех их психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи. Постепенно он научится делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, учащиеся научатся управлять своим поведением (в той или иной степени), преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели, искать лучшие пути ее достижения. Следующее важное новообразование - рефлексия. Учитель требует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал. Больше того - оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик постепенно научится смотреть на себя как бы глазами другого человека - со стороны - и оценивать свою деятельность. Умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и называется рефлексией. В начальный период обучения учащимся требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. Постепенно они научатся заменять предметы словами, удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя - в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий. Психическая деятельность ученика, окончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий Одновременно идет овладением различными видами познавательной деятельности. В процессе учения дети научатся целенаправленному восприятию предметов. Формируется произвольное, целенаправленное наблюдение - один из важных видов познавательной деятельности. В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но Д.Б. Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, считает, что изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. Именно мышление становится в центр развития в этот период детства. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Учащиеся используют мыслительные действия при решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведение. 2. Цели и задачи Формирование всех новообразований носит интегративный характер в частности в курсе изучения предметов литературное чтение и окружающий мир можно просмотреть специфику духовно-нравственного развития личности ученика. Литературное чтение с учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияет на формирование нравственных ценностей младшего школьника, окружающий мир со своей стороны, дает обучающемуся необходимый материал для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Исходя из этого, были сформулированы цели и задачи данной работы. Цель: Формирование основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности на основе анализа текста сказок. С учетом поставленной цели были определены следующие задачи:
3.Ожидаемые результаты освоения раздела программы. В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:
В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
3. Содержание собственного педагогического опыта. Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации учащихся имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. В соответствии с новым ФГОС на ступени начального общего образования осуществляется: «становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся». Поэтому работу по правовому воспитанию необходимо начинать с начальной школы. Более того одним из способов внедрения правового воспитания в начальной школе, может быть проведение уроков по сказкам в ходе изучения курса «Литературное чтение» в тесной взаимосвязи с изучением соответствующих правовых тем в курсе «Окружающий мир». При организации учебной деятельности осуществляется опора на сказку, так как сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, который во все времена использовали и педагоги, и родители. Можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, они занимают ум, трогают чувства, развивают воображение. Сказка – имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В сказочном сюжете зашифрованы большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Сказка, в силу своей многовековой мудрости, глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части нашей личности. Сказки помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния; сказка позволяет мягко подойти к оценке ситуации, оказывая воспитательное воздействие на глубинном нравственно-ценностном уровне. Сказочная среда дает возможность идентифицировать себя с героями сказок, тем самым усиливая потенциальные возможности человека. Кроме того, сказочная история является проводником во "взрослую" жизнь с ее, порой жесткими, нравственными законами; сказочные события становятся первой "школой жизни", а поступки героев – мерой добра и зла. В этих сложных процессах формирования личности форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Переживая сказку, ребенок учится не только понимать ситуацию, но и поступать в ней определенным образом, получает интуитивные критерии выбора и свободу действия. I этап Для осознанного восприятия нравственной основы, заложенной в содержании сказки, для принятия общечеловеческих моральных норм, которые можно увидеть в сказке – необходимо провести предварительную работу по уточнению понимания сказки как жанра художественного произведения, ее структуры и жанровых особенностей. Познакомится с правами и обязанностями человека. Для этого на протяжении нескольких уроков литературного чтения мы рассматриваем народные и авторские сказки, отечественные и зарубежные, сказки о животных и волшебные, бытовые и докучные сказки. Анализируем структуру построения сказок, определяем тему и основную мысль произведений, характеризуем языковое оформление текстов. Находим сходство и различие разных сказок, определяем позиции героев произведений, учимся чувствовать и сопереживать героям. По результатам этой работы ребята представили презентации обобщения знаний о сказке. Одновременно с данной работой на уроках окружающего мира выясняем уровень знаний детей о правах человека и о том, в чем заключаются обязанности человека. На основе совместной деятельности учащиеся создают информационный буклет «Права и обязанности детей», где в доступной для них форме представляют изученный материал. Опираясь на нормативные документы: «Конституция Российской Федерации», «Конвенция о правах ребенка», «Декларация о правах человека» исследуем права и обязанности ребенка. Проанализировав данные документы, результаты своего исследования учащиеся представили в виде вики-статьи «Изучаем права человека». Выдвигая гипотезу: «Мы думаем, что государство защищает права ребенка», учащиеся ставят цели исследования данного утверждения и в статье раскрывают сущность вопроса, делая вывод о том, что ребенок нуждается в охране и заботе, для этого государство создает специальные службы, которые следят за тем, чтобы права ребенка, регламентируемые нормативными документами, не нарушались. На данном этапе работы необходимо использовать дидактические материалы, позволяющие определить уровень подготовки ребенка в области изучения гражданских прав. В связи с этим были разработаны авторские дидактические материалы. С целью определения уровня владения правовой терминологией бал составлен интерактивный кроссворд «Ты – гражданин России». Возрастные особенности школьников младшего возраста, в частности, их особенная восприимчивость к играм, желание и умение играть - способствует эффективному применению на уроках обучения правам человека различных игровых методик. На основе авторского дидактического материала, можно проверить знает ли ребенок свои права, которые предоставляет ему государство, была разработана интерактивная игра «Я и мои права». II этап После того как в результате поиска и выделения необходимой нам информации, полученные знания структурированы, переходим к интеграции образовательных программ. Права ребёнка лучше всего постигать на доступном для детей материале. Используя урочную форму обучения целесообразно провести знакомство с Конвенцией о правах ребенка через примеры из сказок, что способствует быстрому запоминанию таких понятий как «закон», «статья», «свобода», «выбор», «права», «обязанности» опираясь на конкретные поступки героев. Продолжая, знакомится во внеурочное время со сказками, ребята оформили художественный альбом: « Ребята, давайте жить дружно!». В котором, анализируя поступки героев по отношению к другим действующим лицам сказок, дали им соответствующую правовую характеристику на основе статей нормативного документа. Отвечая на вопрос: «Какое оно сказочное воспитание?» была подготовлена авторская интерактивная игра на основе русских народных сказок: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!». На каждом слайде представлена иллюстрация к русской народной сказке. После наведения курсора сказочные герои представятся. Один из героев задаст вопрос о том, какое право по отношению к тому или иному герою нарушено другими действующими лицами сказки. В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой и выбрать правильный ответ. III этап Важной задачей уроков литературного чтения является развитие творческих способностей младших школьников. Высший уровень самостоятельного творчества – создание собственного произведения. Многие ребята на основе полученных знаний сочинили свои сказки, где в сказочной форме раскрыли права и свободы детей. При подготовке книги сказок, учащиеся интегрировали свои знания о структуре сказки как литературном произведении и знания, полученные по правам человека. (Приложение 8) 5.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся. В работе используются информационно коммуникативные технологии. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес, пытливость и прочность знаний ребенка. Презентация – это целенаправленный информационный процесс, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала. Мультимедийные компьютерные технологии дают возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономят время урока, насыщают его информацией. Считаю, что применение компьютера на уроке обосновано при всех формах урока, нужно только правильно дозировать электронную информацию и чередовать её с живым общением с учителем. Использование технологии проблемного обучения дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также проверки правильности решения. Используя технологию проблемного обучения, деятельность учителя направлена на то, чтобы довести в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, при создании проблемных ситуаций, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя необходимые нам понятия, законы. В данной работе выделяются следующие формы организации занятий:
Формы и методы обучения: Фронтальная форма обучения предусматривает организацию работы учителя со всем классом в едином темпе с общими задачами. При использовании метода проблемного изложения, наибольший эффект приносит такая постановка проблемного изложения, когда ученики становятся соучастниками решения проблемы. Например, отвечая на вопросы: «Может ли сказка быть отражением реальной жизни?» или «Должен ли человек знать свои права?», учащиеся находят способы решения путем догадки или выдвижения предположений необходимых для обоснования гипотезы. Индивидуальная форма предусматривает взаимодействие учителя с одним учеником, когда содержание учебного материала связанно с подбором дифференцированных заданий и необходимостью систематического контроля учителя за их выполнением. Или учитель предоставляет возможность школьнику самостоятельно выполнять задание творческого характера, где действия учителя носят консультативный характер (при написании собственных сказок). В данном случае учебный процесс строится на основе индивидуального подхода к школьникам, который предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности. При этом используются следующие методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский (при оформлении художественного журнала). Один из путей реализации индивидуального подхода к детям – дифференцированное обучение.
Групповая форма организации совместной деятельности школьников на различных основаниях. Величина группы, в зависимости от поставленной задачи, может составлять от 2 до 5 человек, так как в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всей группы. Она предполагает предварительную подготовку учащихся к выполнению группового задания, краткий инструктаж учителя, распределение обязанностей. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся. Групповая форма порождает ответственность, формирует интерес к работе товарищей. В данном случае используется частично-поисковый, или эвристический, метод. Этот метод предполагает включение учащихся в поисковую деятельность на различных ее этапах: нахождения проблемы, формирования гипотезы, нахождения способов доказательств, формулирования выводов. Другим способом частичного включения школьников в поисковую деятельность может быть расчленение общей задачи на ряд подзадач и решение школьниками отдельных из них (при разработке буклета). Использование исследовательского метода также активизирует работу в группе и дает возможность большей самостоятельности и проявлению творческой инициативы (при создании вики-статьи). Индивидуальный подход может осуществляться применительно к группе школьников, отличающихся одними и теми же способностями. При организации групп я использовала дифференцированный подход. В каждой группе присутствует доминирующее основание: 1 группа «Следствие ведут колобки», характеризуется умением анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, поэтому они работали с нормативными документами; 2 группа «Добры молодцы», способна синтезировать целое из частей, моделировать ситуацию, таким образом, они создавали интегрированные работы; 3 группа «Мастера сказок», характеризуется высоким творческим потенциалом, они применяли свои знания в новой ситуации – создание творческих работ. Большое значение в своей работе я уделяю игре. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности. Игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и учителем, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ученика в несколько позиций. Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от процесса познания, активизируют познавательную деятельность. В качестве средств обучения были использованы учебники, книги, справочники, пособия, энциклопедии, технические средства, словари, наглядные пособия для достижения различных целей. Будучи включенными в какую-либо деятельность, они дают возможность достичь цели деятельности.
Данный проект реализуется в рамках УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Поурочное планирование составлено для работы во 2 классе и выстраивается на основе следующих средств обучения: «Литературное чтение» 2 класс, автор Л.А. Ефросинина - М.:Вентана-Граф, 2010 год, «Окружающий мир» 2 класс, автор Н.Ф. Виноградова - М.:Вентана-Граф, 2010 год. На основании программы обучения на изучение жанра сказки во 2 классе отводится 12 часов, в данном тематическом планировании работа в рамках проекта осуществляется в размере 16 часов, увеличение количества часов возможно засчет использования дополнительного чтения в рамках внеурочной деятельности. Изучение тем «Человек и общества» по курсу предмета «Окружающий мир» 2 класса составляет 5 часов. В данном тематическом планировании большинство знаний учащиеся получают в процессе внеурочной деятельности.
Результатом реализации данного проекта является участие в 2009 году в областном конкурсе «Декларация прав ребенка. Что я знаю об этом?» среди учащихся общеобразовательных учреждений муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, приуроченном к 50-летию принятия Декларации прав ребенка. На конкурс были представлены рисунки и творческие работы учащихся соответствующей тематики. Лауреатом данного конкурса стал ученик Шестов Николай, о чем свидетельствует полученная Почетная грамота комиссии при Губернаторе Нижегородской области по правам человека. Данная работа имела свою реализацию в рамках учебного интернет - проекта: «Что за прелесть эти сказки». В мае 2010 года данный проект стал победителем 8 областного конкурса учебных проектов среди выпускников программы INTEL Обучение для будущего. В ноябре 2010 года данный проект принимал участие в Общероссийском конкурсе учебных проектов «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века». В целях обобщения и распространения данного опыта на базе МБОУ СОШ № 174 в 2011 году была издана брошюра «Что за прелесть эти сказки!». Список литературы Антонов В.В. Изучаем права человека. Рабочая тетрадь для учащихся. М.: «Вита-Пресс», 1996. Бочарова А., Бочаров И. Права человека для младших школьников. - Березники, 2002. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения 1-4 классы. М.: Вентана – Граф, 2007. Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Д.Б.Эльконина, В. В. Давыдова. - М., 1966. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. Деменева Н.Н Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.Ефросинина Л.А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие. Вентана – Граф, 2005. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 1. М. : Вентана – Граф, 2006. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под редакцией А.Г. Асмолова– М.: Просвещение, 2010. Одегова В.Ф. Нижегородская сторона. Программа интегрированного курса литературного чтения для начальной школы.-Н.Новгород, 2007. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2004. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1/ под редакцией А.М. Кондакова - М.: Просвещение, 2010.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». Программа начальной школы. Литературное чтение. М. : Вентана – Граф, 2009. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова, Д.П.Поносова, П.В.Микова. - Пермь, 2004. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010. Шабельник Е.С. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. – М.: «Вита-Пресс»,1996. Яшина Н.Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников. Диагностические методики. Методическое пособие для учителей начальных классов. – Н.Новгород: «Вектор-ТиС», 2002
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 424 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |