Игры на общение
16.01.2022, 13:22

Однако общение ребенка — это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения

Цикл   бесед   «Кого  мы  называем  добрым  (чес­тным,  вежливым  и  т. и.)»С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с детьми вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества.

а) Доброта.

Цравила    доброты:

помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим  в  беду;

— прощать  ошибки  других;

— не  жадничать;

— не  завидовать;

— жалеть  других.

б) Честность.

С детьми обсуждаются такие темы,  как:   «Трудно ли быть честным?»,   «Как сдержать свое слово» и т. п. Правила   честности:

— сказал   — сделай;

не уверен  —  не обещай;

— ошибся   —  признайся;

— забыл  —  попроси  прощения;

говори  то,  что  думаешь;

— не можешь сказать правду — объясни почему;

— не  выдавай  чужую  тайну.

в) Вежливость.

Правила   вежливости:

— вежливость  —   умение  вести  себя   так,   чтобы другим  было  приятно  с  тобой;

— будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари  за помощь,  уходя  —  попрощайся;

УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩЕНИЮ ребенок общается с другими

— не  заставляй  о  себе   волноваться,   уходишь   — скажи,   куда идешь  и  во сколько вернешься;

— не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить  настроение  другим.

Содержание бесед можно закреплять в сюжетно-ролевых играх («Школа», «Дочки-матери», «Боль­ница» и др.). Обсудите, какие сложности возникали во время игр, с нарушением каких правил они были связаны.

—  неспособность  сопереживать  другому  человеку  щ/ в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок (обычно ребенок,   слушающий   сказку,   переживает вместе   с   главным   героем   его   приключения,   эти переживания буквально  «написаны»   на его лице);

— неспособность откликнуться на эмоциональное со­стояние  близких  людей;

— отсутствие способности к эмоциональной

саморегуляции  и  контролю  за  своим  поведением; — множество  отрицательных   эмоций  и  страхов,   к которым ребенок постоянно возвращается при общении.

«Путанка»

Игра для группы детей. Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также не разжимая рук.

Эта игра поможет детям почувствовать свою при­надлежность к группе, понять, как неприятно быть вне ее.

В играх с детьми полезно использовать разыгры­вание определенного сюжета. Важно, чтобы каждый ребенок побыл в одной из главных ролей (если игра идет в группе). Пусть он попробует преодолеть свое смущение и стать «почтальоном», «учителем» ил" «продавцом». Такие игры также помогают ребенку узнать много нового, расширить свой кругозор познакомиться с различными профессиями.

  «Взаимоотношения»

Игра    построена    на    обсуждении    стихотворения Л.   Кузьмина  «Дом  с  колокольчиком».

Стоит   небольшой  старинный

Дом  над  зеленым  бугром.

У  входа  висит  колокольчик,

Украшенный  серебром.

И  если  ты  ласково,  тихо

В   него   позвонишь,

То   поверь,

Что  в  доме  проснется  старушка,

Седая-седая  старушка,

И  сразу  откроет  дверь.

Старушка  приветливо  скажет:

—  Входи,   не  стесняйся,   дружок.

На  стол  самовар  поставит,

В  печи  испечет   пирожок.

И  будет  с  тобою  вместе

Чаек  распивать  дотемна.

И  старую  добрую  сказку

Расскажет  тебе  она.

Но  если,

Но  если,   но  если

Ты   в  этот  уютный   дом

Начнешь  кулаком  стучаться,

Поднимешь   трезвон   и   гром,

То  выйдет  к  тебе  не  старушка,

А  выйдет  Баба-Яга,

И  не  слыхать  тебе  сказки,

И  не  видать  пирога.

 После стихотворения идет обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Обсудите с ребенком, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга.

«Спина к  спине»

Дети садятся спиной друг к другу. Задача — договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечат­лениями и своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось ли что-нибудь изменить?» Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь.

Возможен и такой вариант этого упражнения, когда спина к спине сидят  взрослый и ребенок.

Эта игра направлена на то, чтобы развить умение детей договариваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.

  Сидящий и стоящий

Один ребенок сидит, другой стоит. Задача: поста­раться в этих условиях вести разговор. Через неко­торое время дети меняются местами, чтобы испытать ощущения «сверху» и «снизу». После выполнения

этого упражнения дети также, делятся впечатлениями. Игра направлена на то, чтобы по­казать детям значение невер­ных средств общения.

Беседа  «Как правильно дружить»

В   ходе   этой   беседы   обговариваются   некоторые приемы   и   правила,   способствующие   тому,   чтобы общение   детей   протекало   без   ссор   и   конфликтов, приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы». Некоторые из них мы предлагаем вам ниже;

Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать - научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.

Играй так,  чтобы  не стараться всегда взять себе самое лучшее, останови товарища, если он делает что-то плохое, когда товарищ не прав, скажи ему об этом, не спорь по пустякам; играй дружно, не зазнавайся,   если   у   тебя   что-то   получилось лучше,   чем   у   других;   не   завидуй   —   радуйся успехам  товарища вместе с ним.  Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения  и  признай свою ошибку.

Можно вместе с детьми также сформулировать а правила  игры:

— Соблюдай правила,  старайся  выигрывать честно,

— Не радуйся, когда другой проигрывает, не смейся

над  ним.

— Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на того, кто выиграл, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

  Совместный рнсунок  «Как мы боремся с труд­ностями»

Не нужно бояться ошибок, неудач. Мы с вами растем, развиваемся. Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справиться, каждый день мы учимся делать что-то новое. А на новой дороге не обойтись без ошибок и неудач. Не бойтесь их! Трудности, с которыми мы справляемся»

Глав­ное — не расстраиваться, не опускать руки, не обвинять себя и окружающих в том, что не повезло. Нужно терпеливо исправлять ошибки, преодолевать трудности. Давайте подумаем вместе, что значит «на ошибках учатся»? Наши ошибки помогают нам понять, что было сделано не так, и в следующий раз поступить так, чтобы добиться успеха. Если трудно, непонятно, попросите о помощи других ребят или взрослого человека. Может быть, они уже стал­кивались с такой ситуацией, и у них есть опыт выхода из нее, который они могут вам передать.

После беседы обговорите вместе с детьми различные способы преодоления трудностей, пусть они попробуют придумать их сами, вспомнят примеры, как они или их друзья преодолевали различные жизненные препятствия.

После беседы предложите детям нарисовать эти способы. Совместное рисование на эту тему, помимо развития уверенности в себе, поможет замкнутому ребенку вступить в контакт с другими детьми, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир.

«Ладонь в ладонь»

Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а может ребенок соорудить из чего-нибудь гору или реку. В игре может участвовать пара взрослый ребенок.

«Слепой  и  поводырь»

Упражнение в парах. Один из участников — «слепой», второй — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья, также препятствием могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно иногда менять маршрут.

Эта игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям. После игры желательно обсудить с ребенком ее ход, спросить его, что он чувствовал, будучи «слепым» и «поводырем», было ли ему уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию и т. п.

«Комплименты»

Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе...» Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также говорят комплимент всем остальным, стараясь, чтобы эти комплименты были разными. После упражнения же­лательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они о себе узнали, понравилось им говорить комплименты. Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, по­чувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.

Категория: Дидактические материалы | Добавил: Татьяна
Просмотров: 134 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0